26.09.2014

Иммиграционная реформа: что предложит Обама после выборов

Правозащитные организации, иммиграционные адвокаты, политики ожидали, что в за полтора месяца до промежуточных выборов в Конгресс, Барак Обама подпишет президентские указы, призванные облегчить положение миллионов нелегалов. Все шло к этому, но 7 сентября Белый дом неожиданно выступил с заявлением: глава государства берет тайм-аут до окончания избирательной кампании. По словам пресс-секретаря Обамы, Джошуа Эрнста, президент понимает, что его действия вызовут критику со стороны тех, кто требует решительных шагов в области иммиграционной реформы. Президент подчеркнул, что продолжит курс на изменение иммиграционного законодательства, однако не хотел бы дать повод политическим оппонентам для спекуляций накануне выборов. Пауза, взятая Обамой, понятна. Демократы из консервативных штатов, а им предстоит тяжелая борьба за избрание (или переизбрание), попросили президента не предпринимать серьезных шагов до 4 ноября. С тем, чтобы не дать руководству республиканцев в Палате представителей обвинить его в «узурпации власти». Именно так оценивают возможные действия Обамы на иммиграционном направлении его критики. Один из самых известных в стране противников массовой иммиграции Марк Крикорьян, исполнительный директор организации Center for Immigration Studies, сказал буквально следующее: «Действия Обамы в иммиграционных вопросах подрывают фундаментальные основы управления страной. Можно подумать, что президент – это не избираемый народом политик, а монарх, который издает законы по собственной воле. Если Обама позволит себе взять под защиту миллионы нелегалов, запретив их депортацию, это будет означать откровенный захват власти со стороны Белого дома, невиданный в мирное время». Вступать в дискуссию с крикорьянами как Обаме, так, особенно, его однопартийцам на юге и в центре страны, накануне выборов явно не с руки. Правда, Белый дом рискует обидеть испаноязычных избирателей и их правозащитно-адвокатское лобби, уже упрекнувшее президента за шатания и непоследовательность. Между тем, мне не очень понятны претензии критиков Обамы слева, которые не в состоянии подождать всего несколько месяцев, пока кипят выборные страсти. Если демократам удастся сохранить за собой сенат и получить дополнительные места в Палате представителей, надежда на принятие комплексной иммиграционной реформы многократно возрастут. При этом Обама вовсе не исключает реформирования иммиграционного законодательства с помощью президентских указов, он просто отложил на время реализацию своих планов. Давайте, поэтому, забежим вперед, и посмотрим, чего ожидать от Обамы, если ему придется реформировать иммиграционную систему самостоятельно, при продолжающейся обструкции республиканцев. Отсрочка (или отмена) депортаций Два года назад с подачи Обамы вступила в действие программа Deferred Action for Childhood Arrivals, или сокращенно DACA. Как известно, эта программа позволила сотням тысяч нелегалов, которых детьми привезли в США родители, обращаться в иммиграционную службу с ходатайством о временной отмене депортации. Положительное решение позволяло ходатаям не опасаться депортаций в течение двух лет, с правом жить и работать в США. Всего положениями DACA воспользовалось 550 тыс. человек. Большинство из них уже подали документы на продление своего временного статуса. По словам экспертов, президент на вполне законных основаниях может распространить действие временного статуса на миллионы других нелегалов. А именно: на родителей получивших временный статус по DACA, а также жен и мужей «дасовцев»; на нелегалов-родителей, чьи дети родились в США; на нелегалов, находящихся в нашей стране длительное время. Если Обама пойдет на этот шаг, временный статус, защищающий от депортации, получат до 5 млн человек. Право на работу Как было отмечено, статус DACA позволяет людям, защищенным от депортации, получить право на работу. Значит, миллионы людей смогут официально трудоустроиться, а с плеч работодателей спадет груз ответственности (в том числе и уголовной) за наем сотрудников-нелегалов. Напомню, что предоставление иностранцу визы H-1B, на основании которой к нам приезжают десятки тысяч иностранных специалистов, связано не с натурализацией, а с временным разрешением жить и работать в США. Поэтому Обама вправе рассмотреть вопрос о значительном увеличении числа виз H-1B, за что постоянно ратует бизнес. В компетенции Обамы внесение изменений в положение иммиграционного закона, запрещающего супругам иностранцев с визой H-1B работать в США. В этом случае право на работу получат около 100 тыс. человек. Президент также может своим указом значительно увеличить число въездных виз для людей с низкой квалификацией, на чем настаивают представители сельскохозяйственного сектора, мясоперерабатывающей и пищевой индустрии. Понятно, что такие планы подвергаются критике. Так, влиятельный республиканский сенатор Джеф Сешшинс недавно заявил, что Обама своими указами может лишить работы многих американцев. Правда, аргументация вызовет, разве что, усмешку: «Десятки миллионов американцев получают пособие по безработице или велфэр, пользуются различными социальными программами. При этом демократы сената озабочены интересами большого бизнесами и пытаются трудоустроить граждан других стран. Надо, прежде всего, позаботься о своих гражданах, вернуть им рабочие места». Сешшинс явно лукавит. Ему ли не знать, что американцы вовсе не стремятся на поля, в сады или в цеха мясокомбинатов, а значит, никаких рабочих мест иностранцы у них не отнимут. Наоборот, зарубежная рабочая сила решит проблемы отечественных предпринимателей. Интересно, что идея привлечения в США иностранцев с низкой квалификацией имела весьма успешное применение в прошлом. Самый известный пример – программа Брасеро (Bracero program), в рамках которой сотни тысяч мексиканцев приглашались на сельскохозяйственные работы в США с 1942 по 1964 год. Согласно официальным данным, благодаря этой инициативе, нелегальная иммиграция в США сократилась со второй половины 40-х по вторую половину 50-х годов прошлого века на 95%! Затем, однако, под давлением профсоюзов, она была постепенно свернута. И вместо «легальных» мексиканцев в США потянулись их нелегальные собратья, которых с радостью принимали американские предприниматели. Увеличение числа въездных виз и грин-карт для иностранных специалистов – это не беда, а благо для Америки. По данным Fiscal Policy Institute (FPI), в 2010 году один из шести владельцев малого бизнеса был иммигрантом (18% из 4,9 млн малых бизнесов принадлежит людям, рожденным вне США), для Нью-Йорка этот показатель еще выше – 48%. По данным Kauffman Index of Entrepreneurial Activity, В 2010 году в среднем 620 иммигрантов из 100 тыс., или 0,6%, ежемесячно открывали новый бизнес. Для людей, рожденных в США, этот показатель составлял 280 на 100 тыс., или 0,3%. И этот разрыв продолжает увеличиваться. Если в 2009-2010 годах число малых бизнесов, создаваемых иммигрантами, росло, то у американцев (рожденных в США) все обстояло с точностью до наоборот – предпринимательская активность снижалась. Ответом на претензии Сешшинс могут служить слова Обамы, сказанные в речи перед объединенными палатами Конгресса: «Тысячи иностранцев приезжают в США на учебу, получают образование и опыт работы по специальности, чтобы затем вернуться на родину и принять участие в конкуренции с нами же. При этом многие выпускники наших колледжей и университетов хотели бы жить и работать в США, однако в этом им препятствуют действующие иммиграционные законы» Программы сотрудничества Министерства национальной безопасности и полицейских управлений Правозащитники считают, что Обама может внести существенные коррективы в действие таких программ, как Secure Community и 287 (g). За шесть лет пребывания Обамы в Белом доме программа Secure Community, играющая существенную роль в задержании и депортации нелегалов, практически распространилась на всю страну. Напомню, что Secure Community предоставляет полицейским право выяснять у задержанных их иммиграционной статус с последующей передачей в руки сотрудников Immigration and Customs Enforcement (ICE). Программа вызывает нарекания не только со стороны иммиграционных адвокатов и правозащитников, но и полицейских. Правоохранители указывают, что Secure Community мешает им налаживать нормальные отношения в иммиграционных общинах. Такие штаты, как Калифорния, Мэриленд, Орегон и многие города отказываются от участия в программе. Что касается программы 287 (g), непосредственная помощь полицейских коллегам из ICE в отлове нелегалов, в этом случае на ее распространении администрация Обамы особенно не настаивала. Военная служба По закону, нелегалы не имеют права служить в вооруженных силах США. Как демократы, так и республиканцы пытались и пытаются изменить ситуацию. В нынешнем году свой билль – ENLIST Act – внес на рассмотрение Палаты представителей конгрессмен-республиканец Джефф Денхэм. Согласно его предложению, некоторым группам нелегалов будет позволено служить в американской армии. После окончания действия контракта эти люди смогут получить грин-карту. Однако спикер Палаты представителей Джон Бейнер пока не пожелал поставить ENLIST Act на голосование. Между тем, в действующем законе имеется одна лазейка, которой Обама может воспользоваться, резко увеличив приток нелегалов в армию США. Дело в том, что министр обороны имеет право позволить нелегалам служить в армии, если их способности являются «жизненно важными для национальных интересов». Еще один путь к легализации...